Этапы становления

2018

Январь 2018

115 лет

23 января 1903 г. родился Виталий Андреевич Грачёв – главный конструктор СКБ ЗИЛ в 1954-1978 гг.

Родился в г. Томске. В 1923 г. поступил в Томский политехнический институт, из которого в 1927 г. отчислен за «непролетарское происхождение». В 1931 г. был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автомобильного завода (ныне — Горьковский автомобильный завод), где принял активное участие в освоении производства трёхосных грузовых автомобилей ГАЗ-ААА. В 1937 г. под его руководством разработан трёхосный автомобиль ГАЗ-21. В 1938—1939 гг. В.А. Грачёвым спроектирован легковой вездеход ГАЗ-61 — первый отечественный полноприводный автомобиль. В 1941—1944 гг. разработаны армейские вездеходы ГАЗ-64 (1941), ГАЗ-67 (1943) и ГАЗ-67Б (1944), пулемётные бронеавтомобили БА-64 (1942) и БА-64Б (1943), а также опытный образец колёсной самоходной пушки ГАЗ-68 (КСП-76). За разработку БА-64 коллектив конструкторов в 1942 г. награждён Сталинской премией.

С 1944 по 1951 г. работает главным конструктором Днепропетровского автозавода, где под его руководством разрабатываются бортовые автомобили ДАЗ-150, седельный тягач ДАЗ-150Б и полуприцеп 1-ПП-7, автомобильный кран К-32, трёх и пятитонные автопогрузчики «4000М» и «4001», первый советский автомобиль-амфибия ДАЗ-485, за разработку которого в 1951 г. В.А. Грачёв получил вторую Сталинскую премию.

В том же году В.А. Грачёв назначается заместителем главного конструктора по грузовым автомобилям Московского автомобильного завода им. И.В. Сталина. С 1952 г. на заводе начинается производство автомобиля-амфибии ЗИС-485, разрабатываются опытные образцы грузовых автомобилей ЗИС-128 и ЗИС-121В, бронетранспортёр БТР-152В и грузовой автомобиль ЗИЛ-157, оснащённые системой централизованной подкачки шин.

В 1954 г. он становится главным конструктором СКБ, созданного на заводе для проектирования специальной армейской автомобильной техники. В СКБ ЗИЛ Виталий Андреевич создал коллектив, способный решать самые сложные задачи, лично разрабатывал концепции будущих машин, общую компоновку, конструкции наиболее оригинальных узлов, активно участвовал в испытаниях машин. Его работу отличал упорный поиск новых, эффективн ых, нестандартных, смелых и изящных решений. Он считал, что разрабатываемый автомобиль надо делать лучше, чем требуется по техзаданию. При этом он понимал, что без глубоких исследований нельзя найти наиболее правильное решение. С защитой своих идей Виталий Андреевич выступал на ученых советах и конференциях. Для работы по ряду проблем широко привлекались ученые МВТУ им. Н.Э. Баумана, Академии БТВ, ЦНИИ им. А.Н. Крылова, ВНИИ-100, НАМИ, МАДИ, КАДИ, ГПИ, БПИ, НИИ-21, НИИШП, МЭИ, МИЭМ и др. Под руководством В.А. Грачёва в СКБ ЗИЛ разработано и построено более 40 оригинальных образцов автомобилей и вездеходов (средний артиллерийский тягач ЗИЛ-134, плавающий транспортёр ЗИЛ-135Б, шасси для пусковых установок тактических ракет ЗИЛ-135ЛМ, шасси для крылатых ракет ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135М, вертолетная пусковая установка ВПУ, снегоходы ЗИЛ-136 и ЗИЛ-Э167, мореходная амфибия ЗИЛ-135П, автомобиль с электрической трансмиссией ЗИЛ-135Э, поисково-спасательные автомобили-амфибии для поиска спускаемых аппаратов космических кораблей ПЭУ, ПЭУ-1М, ПЭУ-1Б, ЗИЛ-4906, ЗИЛ-49061, плавающие автомобили ЗИЛ-132А и ЗИЛ-49042, вездеходы на пневмокатках ЗИЛ-157Р и ЗИЛ-132С, роторно-винтовые снегоболотоходы ШН-68, ЗИЛ-4904, ЗИЛ-2906, ЗИЛ-29061, вездеходы с движителем «пневмокатковая цепь» ПКЦ-1 и ЗИЛ-3906, автомобиль системы аэродромного контроля САК, прицеп для заводских грузов Т-1610, полуприцеп-контейнеровоз ППК-20, активный автопоезд в составе лидера ЗИЛ-135ЛН и прицепных звеньев с автоматическим управлением ЗИЛ-135КП, велоэргометр для тренировок космонавтов в условиях невесомости).

За применение стеклопластика в высоконагруженных деталях автомобилей В.А. Грачёв удостоен звания лауреата премии Машпрома. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта». Лауреат Сталинской премии (2).


90 лет

10 января 1928 г. Рассмотрение на совместном совещании наркома СССР и Совета труда и обороны (СТО) вопроса об увеличении объема производства на бывшем заводе АМО до 4 000 машин (проект В.И. Ципулина).

75 лет

Январь 1943 г. Начало восстановления моторного производства на автозаводе.


65 лет

Январь 1953 г. Создание при заводе управления по проектированию первого автозавода в Китае (АЗ № 1) в г. Чанчунь для производства 30 тыс. грузовиков типа ЗИС-150. Подготовлен генеральный план завода, силами автозаводцев построено 16 производственных объектов, поставлено 3 736 приспособлений, 1 300 холодных штампов, 236 кузнечных штампов, 6 787 специальных инструментов. В Китай направлено около 200 советских специалистов

40 лет

7 января 1978 г. Выпуск 3-миллионного холодильника .


20 лет

Январь 1998 г. Начало сборки двухкамерных холодильников ЗИЛ-277.

Февраль 2018

80 лет

3 февраля 1938 г. родился Владимир Петрович Отрохов – директор Смоленского автоагрегатного завода (СААЗ) в 1971-2001 гг.

Владимир Петрович Отрохов родился в деревне Новое Село Смоленской области. В 1959 году он окончил Демидовский техникум механизации сельского хозяйства, в 1966 году — машиностроительный факультет Северо-Западного политехнического института, в 1972 году — аспирантуру при Московском государственном технологическом институте. С 1960 года начал работу на Смоленском авторемонтном заводе, был мастером, инженером-технологом, начальником технического отдела, главным инженером.

С 1970 года работал на Смоленском автоагрегатном заводе, с 1971 года и до самой смерти возглавлял это предприятие. Под руководством В.П. Отрохова была проведена полная реконструкция всего завода, благодаря чему СААЗ стал одним из ведущих предприятий автомобильной промышленности СССР. Смоленский автоагрегатный завод являлся головным предприятием по производству коробок передач для всего семейства автомобилей ЗИЛ, освоил выпуск автотопливозаправщиков и комбинированных дорожных машин.

В.П. Отрохов защитил докторскую диссертацию, являлся автором двух изобретений и более тридцати научных работ.

Умер 16 сентября 2001 года, похоронен на кладбище «Тихвинка» в Смоленске.

Заслуженный машиностроитель РСФСР. Награждён орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почёта», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, а также рядом медалей и почётных знаков.

В честь В.П. Отрохова после его смерти был назван Смоленский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ.


80 лет

Февраль 1938 г. 80-летний юбилей со дня начала выступления команды мастеров «Торпедо» в высшей лиге


25 лет

26 февраля 1993 г. Презентация АО «АМО ЗИЛ» во Дворце культуры ЗИЛ.


15 лет

Февраль 2003 г. Зиловские специалисты Б. Солоницын, А. Вернер, Э. Кочетов, Н. Зондберг – лауреаты всероссийского конкурса «Инженер года».

Март 2018

110 лет

15 марта 1908 г. родился Алексей Георгиевич Крылов – директор ЗИС–ЗИЛ в 1954–1963 гг.

После окончания рабфака поступил в 1929 г. в Московский автотракторный институт им. М.В. Ломоносова. Проучился на дневном отделении до ноября 1931 г., затем после реорганизации института перешел на вечернее отделение и одновременно поступил на работу на ЗИС. До 1941 г. прошел на заводе следующие должностные ступени: техник, технолог, старший инженер-технолог, начальник техчасти Механосборочного цеха № 1. В этот же период завершил образование в Московском автомеханическом институте на технологическом факультете, и получив назначение, в 1938−1941 гг. работал начальником технологического отдела ЗИСа. По приказу И.А. Лихачёва вместе с эвакуированной частью ЗИСа в 1941−1942 гг. работал на Ульяновском автозаводе в качестве начальника технологического отдела, главного технолога и заместителя главного инженера.

С 1942 по октябрь 1944 г. А.Г. Крылов работал в Министерстве автотракторной промышленности в должности начальника технического отдела, а затем главным инженером главка АвтоЗИС этого министерства.

В октябре 1944 − ноябре 1948 г. работал в Америке представителем от Народного комиссариата среднего машиностроения в составе спецкомиссии, а затем – от Министерства автотракторной промышленности в советской правительственной закупочной комиссии и в Амторге по приобретению оборудования для автомобильных заводов министерства.

В декабре 1948 − феврале 1949 г. занимал должность заместителя начальника технического управления в Министерстве автотракторной промышленности. В феврале 1949 г. − июне 1952 г. – главный инженер – заместитель директора ЗИСа, а с 16 июня 1952 г. назначен заместителем министра и членом коллегии Министерства автомобильной и тракторной промышленности.

С 20 мая 1954 г. по 23 марта 1963 г. А.Г. Крылов занимал должность директора ЗИСа, затем ЗИЛа.

В 1961–1966 гг. член ЦК КПСС.

Лауреат Государственной премии 1951 г., награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».


100 лет

21 марта 1918 г. Вынесение рабочими АМО решения о национализации завода.


90 лет

30 марта 1928 г. Выпуск тысячного серийного автомобиля АМО-Ф-15.

Апрель 2018

100 лет

5 апреля 1918 г. Рассмотрение на президиуме ВСНХ ходатайства о национализации завода «АМО».

9 апреля 1918 г. Образование правления товарищества Автомобильного Московского завода и правительственного правления, назначенного Постановлением Московского районного Экономического комитета.

29 апреля 1918 г. Обращение на завод Заведующего московским автомобильным складом ГВТУ (письмо №419) с предложением «организовать большой ремонт ломанных автомобилей». Одновременно с этим прекращение поступления заказанного для завода оборудования из Америки.

Трехосный автомобиль ЗИС-151

Трехосный автомобиль ЗИС-151


95 лет

30 апреля 1923 г.  Присвоение заводу имени итальянского коммуниста, инженера Ферреро , убитого фашистами.


50 лет

Апрель 1948 г. Начало сборки грузовых трехосных автомобилей ЗИС-151.

26 апреля 1948 г. Впервые в истории автомобилестроения переход на массовый выпуск новых машин ЗИС-150 без остановки производства


40 лет

Апрель 1978 г. Ввод в эксплуатацию Высотного автоматизированного склада.


Май 2018 95 лет

Сборка автобусов ЗИС-16  

Сборка автобусов ЗИС-16


12 мая 1923 г. Постановление Президиума Госплана об организации 1-м Государственным автомобильным заводом (бывшим АМО) нового автостроения с планом выпуска 1200 грузовиков в год.


80 лет

1 мая 1938 г. Организация серийного производства городских автобусов ЗИС-16 в Новом кузовном цехе .


50 лет

Май 1968 г. Награждение большой группы автозаводцев орденами и медалями за отличие в боях в период Великой Отечественной войны.


30 лет

Май 1988 г. Учреждение премии им И.А. Лихачева за творческую активность, изобретательство и рационализаторство.

Автобусы ЗИЛ-3250 и ЗИЛ-3207

Автобусы ЗИЛ-3250 и ЗИЛ-3207


20 лет

27 мая 1998 г. Сборка первого цельнометаллического фургона ЗИЛ-5301СС.

30 мая 1998 г. Представление правлению АМО ЗИЛ опытного образца автобуса ЗИЛ-3250 на базе ЗИЛ-5301.

31 мая 1998 г. Автозаводец Сергей Сафонов первый раз стал чемпионом России по автокроссу.

Июнь 2018

100 лет

Выступление Ленина перед рабочими завода АМО  28 июня 1918 года

Выступление Ленина перед рабочими завода АМО

28 июня 1918 года


28 июня 1918 г. Выступление В.И. Ленина перед рабочими завода АМО.

28 июня 1918 г. Принятие Советов народных комиссаров декрета о национализации завода АМО (Декрет СНК за подписью В.И. Ленина). 1 июля декрет был доведен до сведения доверенных лиц Рябушинских.


90 лет

1 июня 1928 г.  Выступление А.М. Горького на митинге автозаводцев.


25 лет

13 июня 1993 г. Команда мастеров «Торпедо» − обладатель первого Кубка России по футболу .


15 лет

26 июня 2003 г. Подписание договора о сотрудничестве между АМО ЗИЛ и МГИУ (бывший Завод-втуз при ЗИЛе) .


Июль 2018

90 лет

Июль 1923 г. Назначение директором завода Н.С. Королёва.


85 лет

26 июля 1933 г. Прекращение автозаводом выпуска автомобилей АМО-3 и АМО-4 и начало поточного выпуска двух новых моделей ЗИС-5 (4х2) и трехосных ЗИС-6 (6х4).

Июль – сентябрь Участие четырех грузовых автомобилей АМО-3 в числе 23 машин советского производства во Всесоюзном автопробеге по маршруту Москва – Каракумы – Москва.


80 лет

Е.И. Прочко

Е.И. Прочко

28 июля 1938 г. родился Евгений Игнатьевич Прочко – известный публицист, ученый и историк отечественной автомобильной техники.

По окончанию МВТУ им. Н.Э. Баумана Е.И. Прочко в 1962-66 и 1974-1982 гг. работал конструктором в СКБ ЗИЛ, где под руководством В.А. Грачева принимал активное участие в проектировании автомобилей высокой проходимости ЗИЛ-135К, ЗИЛ-135Л, ЗИЛ-135ЛМ, снегохода ЗИЛ-Э167 и вездехода с движителем «аэролл» и гидрообъемной трансмиссией ЗИЛ-3906. В 1987-2009 гг. работал старшим научным сотрудником в ФГУП «НАМИ», где в качестве ведущего конструктора машины участвовал в разработке вездехода с гидрообъемной трансмиссией 49061ГОТ «Гидроход», построенного на агрегатах ЗИЛ-49061 при активном участии ОГК СТ АМО ЗИЛ. Е.И. Прочко является автором монографий «Легкие танки Т-40 и Т-60», «Вездеходы РККА», «Бронетранспортер БТР-152», «Артиллерийские тягачи Красной Армии», «Легковые вездеходы Красной Армии», участвовал в издании «Энциклопедии автознаменитостей» и корпоративном издании «Преодоление бездорожья. Разработки СКБ ЗИЛ», известен как автор многочисленных статей по истории автомобилей, колесных и гусеничных тягачей в журналах «Техника и вооружение» и «Моделист-конструктор».

Автомобиль ЗИЛ-157
Автомобиль ЗИЛ-157


75 лет

24 июля 1943 г. Восстановление на заводе в Москве производства двигателей, тем самым восстановлен законченный цикл производства автомобилей.


60 лет

1 июля 1958 г. Начало выпуска трехосных автомобилей ЗИЛ-157 (взамен ЗИС-151).


45 лет

12 июля 1973 г. Приезд на завод партийно-правительственной делегации Вьетнама во главе с Ле Зуаном и Фам Ван Донгом.


40 лет

18 июля 1978 г. В СКБ ЗИЛ собран опытный образец вездехода ЗИЛ-3906 с движителем «пневмокатковая цепь» и гидрообъемной трансмиссией. Вездеход предназначался для работы в составе комплекса «490» для поиска и спасения экипажей космических кораблей.

Вездеход ЗИЛ-3906

Вездеход ЗИЛ-3906


В 2014 г. опытный образец вездехода ЗИЛ-3906 был восстановлен силами преподавательского состава кафедры «Автомобили и тракторы» МГИУ (бывший Завод-втуз при ЗИЛе), в настоящее время используется в учебном процессе Московского политехнического университета.


25 лет

15 июля 1993 г. Первая демонстрация широкой публике автомобиля ЗИЛ-5301 (вишнёвого цвета) с двигателем Caterpillar-3054 на Международном «Автосалоне-93» на Красной Пресне.


Август 2018

100 лет

15 августа 1918 г. Объявление Высшим советом народного хозяйства на основании Декрета СНК от 28 июня всего имущества завода АМО собственностью республики.


85 лет

Автомобиль САК системы аэро-дромного контроля

Автомобиль САК системы

аэродромного контроля

21 августа 1933 г.  Принято решение Совнаркома СССР о второй реконструкции завода с доведением его производительности до 70 000 грузовых и 10 000 легковых автомобилей.


50 лет

1 августа 1968 г. В СКБ ЗИЛ собран второй образец автомобиля САК системы аэродромного контроля, созданный по заказу ЛИИ им. М.М. Громова для обеспечения предполетного контроля бортовых систем самолетов. Автомобиль имел электрическую трансмиссию с мотор-колесами и стеклопластиковый кузов.


16 августа 1968 г. Родился Дмитрий Харин. Советский футболист. Олимпийский чемпион. Заслуженный мастер спорта СССР.

Дмитрий Харин  

Дмитрий Харин

Воспитанник футбольной школы московского «Торпедо». Выступал за московское «Торпедо» с 1984 по 1987 г. В Высшей лиге дебютировал 21 ноября 1984 года в гостевом матче против ростовского СКА в возрасте 16 лет и 97 дней. Д. Харин являлся самым юным вратарём в истории чемпионатов СССР.

В 1986 г. в составе команды «Торпедо» выиграл Кубок СССР.

В 1986—1988 годах провел 14 матчей за олимпийскую сборную СССР, участвовал в финальном турнире Олимпийский игр 1988 года, где в составе сборной СССР в финале переиграл сборную Бразилии (2:1). Был основным вратарем олимпийской сборной СССР.

В составе других команд Чемпион СССР (1991), обладатель Кубка Англии (1997), обладатель Кубка обладателей кубков УЕФА (1998), обладатель Суперкубка УЕФА (1998), обладатель Кубка английской Лиги (1998), чемпион Шотландии (2001), обладатель Кубка Шотландии (2001).


40 лет

Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»
Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»

3 августа 1978 г. Завершение 85-дневного пробега автомобилей ЗИЛ по маршруту Москва – БАМ – Москва.


25 лет

Август 1993 г. Присуждение второго места автомобилю ЗИЛ-5301 в конкурсе «Звёзды Автосалона» на Международном автосалоне «Мотор-шоу-93».


10 лет

29 августа 2008 г. Завершение выпуска 10 автобусов ЗИЛ-3250АО на базе ЗИЛ-5301, заказанных Правительством Москвы для восстановления транспортного хозяйства Южной Осетии после завершения операции по принуждению Грузии к миру.


Сентябрь 2018

Участники автопробега 1923 г. автомобили завода «АМО»
Участники автопробега 1923 г.
автомобили завода «АМО»

95 лет

29 сентября 1923 г. Стартовал Всероссийский испытательный автомобильный пробег по маршруту Москва – Тверь – Вышний Волочек – Тверь – Москва, в котором принимали участие два 3-тонных грузовика «Уайт-АМО», восстановленные и реконструированные на заводе АМО. Оба автомобиля закончили пробег без штрафных очков за поломки. По итогам пробега переходной приз Сибторга «Серебряный письменный прибор» за наибольшую экономичность в расходе горючего и смазки получил автомобиль «Уайт-АМО» со стартовым номером 9, а автомобиль «Уайт-АМО» с номером 10 был отмечен почетным дипломом.


85 лет

Сентябрь 1933 г. Испытательный автопробег машин ЗИС-5 и ЗИС-6 по маршруту Москва – Харьков – Москва.

30 сентября 1933 г. Торжественное открытие первой очереди Дворца культуры автозавода.


35 лет

13 сентября 1983 г. Собран 4-миллионный двигатель.

Автобус ЗИС-325010  и фургон ЗИЛ-5301СС

Автобус ЗИС-325010

и фургон ЗИЛ-5301СС


20 лет

29 сентября 1998 г. Начало серийного выпуска автобусов ЗИЛ-3250 на базе ЗИЛ-5301.


Октябрь 2018

120 лет

2018_oct_01.png

Демьянюк Ф.С.

9 октября 1898 г. Родился Демьянюк Фома Семенович. Выдающийся ученый-технолог, крупнейший специалист в организации поточного массового и автоматизированного производства автомобилей и других транспортных машин. Главный инженер ЗИС в 1947-48 гг. Заведующий кафедрой «Технологии машиностроения» МАМИ. Доктор технических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники. Лауреат Сталинских премий.

Фома Семенович Демьянюк родился 9 октября 1898 г. в д. Плески Бельского уезда Гродненской губернии. В 1926 г. окончил механический факультет МВТУ им. Н. Э. Баумана. Работал на заводе АМО мастером, заведующим техбюро. По направлению правительства в 1928 г. изучал работу завода «Мерседес» в Германии, а в 1930 г. стажировался в Нью-Йорке (США). С 1947 по 1950 г. был депутатом Моссовета. Доктор технических наук (1956 г.), профессор (1957 г.). До 1961 г. работал на автозаводах ЗИС и КИМ, в Институте машиноведения АН СССР, а также заведующим кафедрой в ВЗПИ. Одной из основных концепций в технологии машиностроения, которую продвигал Ф.С. Демьянюк, является максимальная концентрация инструментов в станках. В производстве более целесообразно иметь, например, многопозиционный станок вместо нескольких однопозиционных, даже если такой станок загружен на 50 %, говорил он. Во-первых, экономится площадь цеха, во-вторых, уменьшается число станочников до одного, да еще и более низкой квалификации, в-третьих, неполная загрузка содержит перспективу увеличения выпуска без каких-либо затрат. Многие идеи им изложены в фундаментальной монографии «Перевод поточного производства машин на новую модель без прекращения выпуска» (1948 г.). Работа в этом направлении высоко оценена: он становится Лауреатом Сталинской премии 1-й ст. (1947 г.) – за подготовку и скоростное освоение производства автомобиля ЗИС-110 и Сталинской премии 2-й ст. (1948 г.) – за осуществление впервые в мире безостановочного перевода производства на выпуск новой модели ЗИС-150. Демьянюк Ф.С. награжден орденом Ленина (1933 г.) и орденами Красной Звезды (1944 г., 1948 г.).

С 1961 до 1968 гг. заведовал кафедрой «Технология машиностроения» МАМИ. По инициативе Ф. С. Демьянюка на кафедре получили развитие ряд научных направлений: алмазная обработка, бескопирная токарная обработка сложно профильных поверхностей деталей, обработка поверхностным пластическим деформированием, автоматизация технологических процессов механообработки на основе применения агрегатного оборудования и автоматизированного оборудования. В 1968 г. выпускает фундаментальную монографию «Технологические основы поточно-автоматизированного производства». Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Умер в Москве 1968 году.

В 2004 г. кафедре «Технология машиностроения» МАМИ решением ученого совета университета было присвоено его имя.


90 лет

2018_oct_02.png

Газогенераторный автомобиль ЗИС-21

2 октября 1928 г. Выход первого печатного номера многотиражной заводской газеты «Вагранка».


85 лет

31 октября 1933 г. Выпуск первых двух советских троллейбусов марки «ЛК» (Лазарь Каганович).


80 лет

Октябрь 1938 г.  Организация выпуска газогенераторных грузовых автомобилей ЗИС-21 собственной разработки.


60 лет

2018_oct_03.png

Плавающий транспортер ЗИЛ-135

3 октября 1958 г. Сборка в СКБ ЗИЛ опытного образца плавающего автомобиля-транспортера ЗИЛ-135.


50 лет

25 октября 1968 г. Награждение комсомольской организации завода орденом Трудового Красного Знамени за вклад молодежи в строительство и реконструкцию завода и активное участие в создании и освоении новой техники.


25 лет

2018_oct_04.png

Автомобиль-вездеход ЗИЛ-4975

11 октября 1993 г. Завершены приемо-сдаточные испытания опытного образца автомобиля-вездехода ЗИЛ-4975, оснащенного краном-манипулятором МКС-4531.


Ноябрь 2018

60 лет

Ноябрь 1958 г. Начало серийного выпуска легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ-111 (Почетный диплом Международной выставки в г. Брюсселе в 1958 г.).


50 лет

2018_nov_01.png

Автомобиль ЗИЛ-111

Ноябрь 1968 г. Команда мастеров «Торпедо» − бронзовый призер чемпионата СССР и в четвертый раз обладатель Кубка СССР по футболу.


40 лет

Ноябрь 1978 г. Присуждение В.М. Андрияхину, Ф.В. Каранышеву Государственной премии СССР.

Присуждение И.П. Антипову, Л.Н. Богданову, К.М. Глазунову, С.М. Кореневу, С.А. Колонину, В.Б. Носову, Ю.П. Жильцову, В.В. Овчинникову, Н.И. Онищенко, А.К. Котову, М.В. Талалаевскому, Г.М. Федотову, А.В. Смирнову премии Совета Министров СССР за проектирование и строительство автосборочного комплекса на головном предприятии ПО ЗИЛ.


35 лет

3 ноября 1983 г. Присуждение В.И. Белкиной Государственной премии СССР.


25 лет

Ноябрь 1993 г. Начало сборки первого автомобиля ЗИЛ-53012 (с использованием узлов и агрегатов Mercedes-Benz 709D).


20 лет

Ноябрь 1998 г. Выход футбольной команды «Торпедо-ЗИЛ» в первый дивизион чемпионата России.


Декабрь 2018

90 лет

Декабрь 1928 г. Телеграмма из Нью-Йорка от председателя Автотреста М.Л. Сорокина с извещением приостановить реконструкцию завода по проекту В.И. Ципулина и предложением воздержаться от покупки оборудования в Германии. Для производства на АМО был выбран американский грузовик Autocar модели SA грузоподъемностью 2,5 т.


90 лет

2018_dec_01.png

Ю.Н. Мрост (1928-2014)

23 декабря 1928 г. Родился Юрий Николаевич Мрост – инженер-исследователь КЭП ЗИС-ЗИЛ, летописец завода.

Ю.Н. Мрост родился в г. Москве. В 1944 г. в 16 лет сбежал в армию, являлся ветераном двух войн с Германией и Японией. В сентябре 1947 г. поступил на ЗИС учеником токаря в Инструментальный цех №3, в том же году перешел в Экспериментальный цех слесарем. Начиная с ЗИС-150 с 1948 по 1998 гг. занимался дорожными испытаниями практически всех опытных и серийных автомобилей ЗИЛ. Неоднократный участник северных экспедиций (Ачинск, Якутск, Артык, Магадан, Батагай) и южных климатических испытаний (Ашхабад, Ош-Хорог, Душанбе, УчКизил, Термес). Автор многочисленных статей по истории создания и испытаний заводской автомобильной техники в газете «Московский автозаводец» и журналах «Грузовик», «Журнал автомобильных инженеров», «Автомобильная промышленность» и др.

Умер 9 июня 2014 г., похоронен на Преображенском кладбище.


85 лет

2018_dec_02.png

Автобус ЗИС-8

Декабрь 1933 г. Изготовление первых серийных автомобилей ЗИС-6 (6х4).

18 декабря 1933 г. Выпуск первых трех автобусов ЗИС-8.


80 лет

Декабрь 1938 г. Присуждение заводу переходящего Красного знамени наркома и ЦК профсоюза рабочих автомобильной промышленности.

8 декабря 1938 г. Собран 5 000-й легковой автомобиль ЗИС-101.


50 лет

2018_dec_03.png

Опытный образец седельного тягача ЗИЛ-170

Декабрь 1968 г. Построен опытный образец трехосного седельного тягача ЗИЛ-170В, ставшего прототипом камских грузовиков.


40 лет

15 декабря 1978 г. Награждение многотиражной газеты «Московский автозаводец» орденом «Знак Почета».

24 декабря 1978 г. умер главный конструктор СКБ ЗИЛ Виталий Андреевич Грачев.

В.А. Грачев проработал на заводе с 1951 по 1978 гг. Под руководством В.А. Грачева на заводе освоено серийное производство амфибии ЗИС-485, модернизирован бронетранспортер БТР-152В, разработан автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-157, построены и испытаны опытные образцы среднего артиллерийского тягача ЗИЛ-134, плавающего транспортёра ЗИЛ-135, шасси для пусковых установок тактических ракет ЗИЛ-135ЛМ, шасси для крылатых ракет ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135М, вертолетная пусковая установка ВПУ, снегоходы ЗИЛ-136 и ЗИЛ-Э167, мореходная амфибия ЗИЛ-135П, автомобиль с электрической трансмиссией ЗИЛ-135Э, плавающие автомобили ЗИЛ-132А и ЗИЛ-49042, вездеходы на пневмокатках ЗИЛ-157Р и ЗИЛ-132С, роторно-винтовые снегоболотоходы ШН-68, ЗИЛ-4904, ЗИЛ-2906, вездеходы с движителем «пневмокатковая цепь» ПКЦ-1 и ЗИЛ-3906, автомобиль системы аэродромного контроля САК, активный автопоезд в составе лидера ЗИЛ-135ЛН и прицепных звеньев с автоматическим управлением ЗИЛ-135КП, освоено серийное производство поисково-эвакуационных машин для поиска спускаемых аппаратов космических кораблей ПЭУ, ПЭУ-1М, ЗИЛ-4906, ЗИЛ-49061, ЗИЛ-29061, для внутризаводского хозяйства разработаны и изготовлены прицеп для заводских грузов Т-1610 и полуприцеп-контейнеровоз ППК-20, для тренировок космонавтов в условиях невесомости на космических орбитальных станциях «Салют-4», «Салют-6», «Салют-7» разработан и изготовлен велоэргометр.


20 лет

30 декабря 1998 г. Создание Цеха по производству высокоскоростных шпинделей.


15 лет

2018_dec_05.png

В.Б. Носов (1941-2003)

Декабрь 2003 г. Введение в эксплуатацию линии катафореза в НКК.

7 декабря 2003 г. умер бывший генеральный директор АМО ЗИЛ В.Б. Носов.

Носов Валерий Борисович родился 5 марта 1941 г. в г. Москве в семье сотрудника Первого государственного подшипникового завода (ГПЗ-1).

В 1958 г. после окончания московской средней школы В.Б. Носов поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и одновременно работал во Всесоюзном электромеханическом институте в должности лаборанта. В 1960 г. он переводится на учебу на дневное отделение Московского автомеханического института, который заканчивает в 1964 г. Параллельно с учебой, с 1960 по 1962 г. В.Б. Носов работал станочником автоматических линий на ГПЗ-1. В июле 1964 г., оканчивая институт, он направляется на преддипломную практику на ПО ЗИЛ и в должности техника в техчасти корпуса сборки и испытания автомобилей работает в течение 3-х месяцев, одновременно готовя дипломную работу в отделе главного конструктора. Защитив в конце 1964 г. диплом на отлично и получив специальность инженера-механика, В.Б. Носов добивается распределения на ЗИЛ и в январе 1965 г. приходит работать на завод в проектное управление на должность инженера; затем работает начальником бюро, на различных инженерных должностях.

В мае 1972 г. В.Б. Носов в составе группы заводских специалистов направляется в заграничную командировку в США, где совместно с фирмой «Джервис WEBB» в течение полугода проектирует автоматизированную транспортную систему для строящегося нового автосборочного корпуса (АСК). После возвращения из поездки он назначается заместителем начальника АСК - начальником технологической части. В 1975 г. становится первым заместителем, а с 1976 г. – начальником АСК. Этот суперсовременный по тому времени корпус был построен и введен в строй при его непосредственном участии.

В 1979 г. В.Б. Носов назначается начальником управления контроля качества, затем заместителем генерального директора по производству. В этой должности он успешно осуществляет руководство производственными подразделениями завода. В течение суток на 2-х конвейерах собирается свыше 800 автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. К концу 80-х годов мощность завода достигает 210 тыс. автомашин в год, а завод превращается в крупнейшее предприятие Европы.

В 1984 г. В.Б. Носов становится первым заместителем генерального директора ПО ЗИЛ. Работая в этой должности, он полностью курирует и решает все производственные и социально-бытовые вопросы объединения.

За 20 лет работы на ЗИЛе В.Б. Носов зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист и грамотный руководитель. Под его непосредственным руководством прошли большие работы по реконструкции объединения для производства нового грузового автомобиля с дизельным двигателем. Он всегда глубоко вникает в производственные и технические вопросы. При его активном участии проводилась работа по повышению экономической эффективности производства, улучшению качества выпускаемой продукции, повышению долговечности и надежности автомобилей ЗИЛ.

В 1985 г. В.Б. Носов назначается генеральным директором ПО ГПЗ-1, который в тот период находился в катастрофическом состоянии. Проработав на ГПЗ-1 в течение 12 лет, он вывел завод в число передовых предприятий России. В производственной сфере были разработаны и внедрены новые типы подшипников, которые пользовались большим спросом не только в России, но и за рубежом, значительно увеличился экспорт продукции в капиталистические страны, который достиг более 50 % от всего выпуска. Возглавляя завод, В.Б. Носов защитил кандидатскую и докторскую диссертации.

В составе группы работников подшипниковой промышленности В.Б. Носову в 1999 г. присуждена Государственная премия Российской Федерации за создание высокоэффективных технологических процессов и оборудования мирового уровня по производству подшипников качения для обеспечения оборонных и гражданских отраслей.

В январе 1997 г., когда ЗИЛ переживал самые тяжелые времена в своей истории, решением Правительства г. Москвы В.Б. Носов назначается генеральным директором АМО ЗИЛ. За 2 года работы в этой должности при его активном участии было полностью реанимировано производство. За короткое время завод сумел выйти из кризиса, улучшить свое экономическое состояние, расширить номенклатуру выпускаемых изделий и значительно увеличить план их производства и реализации, доведя выпуск автомобилей к декабрю 1998 г. до 24 тыс. шт. в год. На свои рабочие места начали возвращаться рабочие и специалисты.

За этот срок были восстановлены многие виды производства, усовершенствованы технологические процессы, разработаны и внедрены в производство новые виды продукции – автобусы, фургоны, пожарные автомобили, запущена в производство новая модель двухкамерного холодильника.

В 1997—2002 гг. В.Б. Носов являлся президентом футбольного клуба «Торпедо-ЗИЛ», который за этот период прошел путь от третьего дивизиона всероссийского первенства до Премьер-Лиги. Принимал активное участие в организации автокросса на грузовых автомобилях и соревнованиях по трак-триалу, в рамках этапа Кубка России были учреждены соревнования на приз памяти И.А. Лихачева.

В декабре 2002 г. В.Б. Носов оставил пост генерального директора по состоянию здоровья, но при этом активно участвовал в жизни завода в качестве заместителя председателя совета директоров АМО ЗИЛ.

В 1991 г. за большой вклад в развитие автомобильной промышленности В.Б. Носову присвоено высокое звание Герой Социалистического Труда СССР. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени», многими медалями СССР, удостоен премии Совета Министров СССР и почетного звания «Заслуженный машиностроитель РФ», автор многочисленных научно-технических публикаций, двух книг, шести изобретений и патентов; вице-президент Международной академии менеджмента; академик Инженерной академии России, Академии промышленного менеджмента и Академии транспорта РФ, главный редактор научно-технического журнала «Грузовик» издательства «Машиностроение».