Этапы становления

2019

Январь 2019

95 лет

18 января 1924 г. родился заместитель главного конструктора СКБ ЗИЛ по испытаниям Владимир Борисович Лаврентьев – правая рука Виталия Андреевича Грачёва.

В.Б. Лаврентьев участник Великой Отечественной войны (1942-1945 гг.). В 1952 г. окончил МАМИ (г. Москва) по специальности "Инженер-механик". На Заводе им. И.А. Лихачева прошел большой путь от инженера-исследователя бюро дорожных испытаний до заместителя главного конструктора по испытаниям СКБ ЗИЛ. Активный и непосредственный организатор изготовления и испытаний большого количества специальных колесных опытных и серийных автомобилей высокой проходимости: ЗИЛ-485, ЗИЛ-152В, ЗИЛ-134, ЗИЛ-136, ЗИЛ-135Б, ЗИЛ-135Е, ЗИЛ-135К, ЗИЛ-135Л, ЗИЛ-135ЛМ, ЗИЛ-Э167, ЗИЛ-135М, ЗИЛ-135Э, ЗИЛ-135П, ЗИЛ-132, ПЭУ-1, ПЭУ-1М, ПЭУ-2, ШН-67, ЗИЛ-4904, ЗИЛ-132А, ЗИЛ-132Р, ЗИЛ-132РС, ЗИЛ-49042, ЗИЛ-49061, ЗИЛ-4906, ЗИЛ-2906, ЗИЛ-29061, ЗИЛ-49065, ЗИЛ-29061РПД, ЗИЛ-49062, ПЭУ-1Р, ЗИЛ-497200, ЗИЛ-497202, ЗИЛ-497205, ЗИЛ-390610 и т. д. – и много других опытных и макетных образцов специальной техники. Наиболее значительный личный вклад внес в создание в 1960-х гг. шасси тактических и оперативно-тактических установок ракетных комплексов типа "Луна" ("Луна-М") и С5А. Главная задача жизни – создание авиационно-космических поисково-эвакуационных комплексов 1-го (ПЭУ-1, ПЭУ-1М) и 2-го (49061, 4906, 29061) поколений. За создание второго поколения КПЭМ в 1985 г. награжден правительственной наградой (орденом) СССР. Член Государственных комиссий по приемке и испытаниям серийных образцов специальной колесной техники: ЗИЛ-135ЛМ, ЗИЛ-135К, ЗИЛ-4906, ЗИЛ-49061, ЗИЛ-29061. Награжден многими орденами и медалями. Заслуженный машиностроитель СССР.

Умер в июле 2009 г., похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.


85 лет

Январь 1934 г. Неоднократный чемпион СССР по конькобежному спорту автозаводец Я.Ф. Мельников − первый в истории страны заслуженный мастер спорта СССР. Автор названия спортивного общества «Торпедо» и его клубов.

Бронзовый призёр чемпионата мира 1923 г. в классическом многоборье, победитель Рабочего первенства мира 1927 и 1929 гг., 34-кратный победитель различных дистанций чемпионатов страны (1915, 1917—1919, 1921, 1922, 1924, 1927, 1928, 1933—1935, 1939 гг.), многократный чемпион России, РСФСР и СССР в многоборье (1915—1919, 1922, 1924, 1927, 1928, 1933—1935 гг.).

Я.Ф. Мельников установил 27 национальных рекордов.

 

80 лет

28 января 1939 г. родился советский футболист Виктор Михайлович Шустиков. Защитник. Заслуженный мастер спорта СССР (1969).

Воспитанник московской ФШМ. Первые в жизни матчи сыграл в 1953 году за юношескую команду спортклуба «Фили». Капитан «Торпедо» с 1968 по 1972 г.

В истории московского «Торпедо» Виктор Михайлович – это целая эпоха. Он провёл за свою родную команду 427 матчей и 253 игры из них сыграл подряд без замен. Перед его глазами прошло не одно поколение автозаводцев. А он все играл и играл. Его авторитет в торпедовской истории до сих пор незыблем. Он остаётся, я бы сказал, совестью «Торпедо», тем, на что равняешься, с чем сверяешь свои мысли. И, наверное, не случайно великий игрок отечественного футбола его одноклубник Эдуард Стрельцов едва ли не в каждом своём письме матери из колонии просил передать привет «Витьку Шустикову».

По окончании карьеры В.М. Шустиков был тренером в клубе «Торпедо» Москва с 1974 по 1980 г. В начале 80-х гг. окончил ВШТ.

В 1983 г. — главный тренер клуба «Волгарь» Астрахань.

В 1984—1997 гг. — старший тренер в футбольной школе «Торпедо» Москва.

В 2003 г. работал тренером-селекционером в клубе «Торпедо-Металлург».

В.М. Шустиков автор книги «Футбол на всю жизнь».

 

50 лет

Январь 1969 г. Начало выпуска нового домашнего холодильника КШ-240.

14 января 1969 г. Умер бывший Управляющий заводом АМО в 1921-1923 гг. Артур Александрович Адамс.

Артур Адамс родился 25 октября 1885 г. в шведском городе Эскильстуна. Отец — швед, инженер-мукомол; мать — еврейка, учительница, уроженка Санкт-Петербурга. Когда в 1891 г. умер отец Адамса, мать с детьми была вынуждена вернуться в Россию. В 1895 г. умерла мать Адамса. Его старшие братья уехали в Санкт-Петербург, а Артур до 1898 г. проживал у родственников по материнской линии в посёлке Чудово Новгородской губернии. В 1899 г. Адамс поступил на учёбу в школу морских механиков при Минных классах Балтийского флота в Кронштадте, окончил её в 1903 г. Учась в школе, он был членом тайных кружков, связанных с городской организацией РСДРП, распространял листовки и социалистическую литературу среди учащихся.

После окончания школы Адамс проходил практику в минных мастерских судостроительного завода в Николаеве. Приехал в город, он сразу связался с заводской организацией РСДРП. Вскоре на заводе произошла забастовка, после которой на завод Адамса не приняли. Он уехал в Херсон, где устроился на работу в мастерские путей сообщения. С июля 1903 г. он работал в караване по очистке устьев Днепра для строительства порта. В августе 1904 г. Адамс был арестован полицией за революционную пропаганду среди рабочих. 10 сентября 1905 г. он был приговорён к вечной ссылке, однако, приняв во внимание несовершеннолетие подсудимого, суд заменил её ему на шесть лет тюремного заключения. 21 октября 1905 г. он был освобождён по амнистии и через два месяца выслан в Олонец. Оттуда Адамс бежал и добрался до Одессы, где по случайности был задержан. Второй раз Адамс был выслан в Якутскую область, но вновь бежал и, некоторое время тайно прожив в Петербурге, перебрался в Финляндию.

В Финляндии Адамс работал в составе монтажной бригады Всеобщей Компании Электричества, по работе ездил в Александрию, Каир, Милан, Буэнос-Айрес. После нескольких месяцев постоянных переездов он оказался в США, затем в Канаде. В январе 1909 г. Адамс поступил на учёбу в Инженерную школу при университете Торонто. Окончил её по специальности инженера-конструктора. В июле 1913 – июле 1919 гг. работал конструктором и инженером-механиком на ряде предприятий: на заводе «Расселл»[en] в Торонто, в обществе «Сперри-джайроскоп», лаборатории Слокума, на автозаводе Форда в Детройте, инструментальном заводе Блайера. С 1908 г. он был членом Социалистической партии. С 1916 г. Адамс служил в технической службе армии США. Окончил курсы офицеров национального резерва, получил звание майора.

С июня 1919 г. Адамс работал в представительстве РСФСР в США (Миссия Мартенса) заведующим техническим отделом. Когда в 1921 г. миссия была отозвана, Адамс с женой уехал в РСФСР. Проживал в Петрограде. В дни Кронштадтского восстания он входил в состав отряда Особого назначения 2-го района городской парторганизации. После подавления восстания Адамс был вызван в Москву и назначен директором завода «АМО», где проработал до 1 августа 1923 г., когда был назначен инженером производственного отдела Центрального управления государственных автомобильных заводов ВСНХ СССР. Впоследствии был переведён в авиационный отдел старшим инженером по моторостроению. Когда был создан Авиатрест, Адамс стал членом его правления, неоднократно ездил в командировки. В октябре 1929 г. Адамс стал членом коллегии Главного военно-промышленного управления ВСНХ СССР, затем начальником научно-исследовательского сектора Государственного объединения авиационной промышленности и помощником его начальника, а с декабря 1931 г. – помощником начальника Глававиапрома ВСНХ СССР. По роду своей деятельности бывая часто за границей, Адамс заводил нужные знакомства и связи, что позволило ему получить большое количество ценной технический информации и образцов материалов.

В 1935 г. Адамс был принят на службу в Главное разведывательное управление Генерального Штаба РККА и после короткого обучения направлен на нелегальную работу в США под оперативным псевдонимом «Ахилл». В короткий срок он сумел легализоваться как гражданин Канады, радиоинженер по специальности, владелец фирмы «Технические лаборатории». Параллельно со своей легализацией Адамс создал агентурную сеть из более чем 20 специалистов различных военно-промышленных предприятий США. Действия Адамса позволили передать первую информацию в Москву уже через несколько месяцев.

Осенью 1938 г. Адамс был отозван в Москву, где ему было предъявлен ряд обвинений. 14 июня 1938 г. он был уволен из ГРУ. Однако человек, написавший донос, был арестован раньше Адамса, и руководство ГРУ заступилось за ценного разведчика. В 1939 г. он был восстановлен в кадрах и вновь отправлен в США, где к тому времени из-за непрофессионализма нового резидента агентурная сеть, выстроенная Адамсом, была потеряна. Ему пришлось создавать её заново.

В годы Второй мировой войны Адамс занимался добычей научно-технических секретов. Так, например, от агента Кларенса Хиски, который работал учёным-химиком в Колумбийском университете, он получал сведения о разработке новых типов отравляющих веществ и средств индивидуальной защиты. Адамс стал одним из первых разведчиков СССР, которые получили данные об американском атомном проекте. В феврале 1944 г. ему удалось завербовать крупного американского учёного. 23 февраля тот передал Адамсу портфель с документацией об исследованиях в ядерном центре США. Внутри находилось около тысячи листов документов и образцы урана и бериллия. На конспиративной квартире Адамс в течение целой ночи перефотографировал их. В мае 1944 г. в Москву ушли 2500 страниц секретных материалов по атомному проекту. Всего же за 1944 г. он отправил в СССР более 5000 листов секретных материалов, а в общей сложности за 1944–1946 гг. – более 10 000 листов и несколько десятков образцов оружейных урана, плутония, бериллия. Благодаря его тщательной работе ни один из его агентов не был раскрыт спецслужбами США. Ему было позволено вербовать агентов, не запрашивая на то разрешения из Москвы, что для разведывательных органов являлось фактом из ряда вон выходящим.

В 1945 г. Адамс попал под подозрение ФБР. Ему удалось скрыться от наблюдения, после чего в течение года он проживал в подполье, сменив 5 конспиративных квартир. В декабре 1946 г. ему удалось нелегально вернуться в СССР. В Москве ему было присвоено воинское звание инженер-полковника. В 1946–1948 гг. Адамс работал в центральном аппарате ГРУ в Москве. В 1948 г. во время кампании против космополитизма он был уволен в отставку. Долгое время работал политобозревателем ТАСС. Проживал в Москве, умер 14 января 1969 г., похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1999 г. за «мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания» инженер-полковник в отставке Артур Адамс посмертно был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации. Также был награждён медалью «За Победу над Германией».

 

20 лет

21 января 1999 г. Перевод производства пожарных автоцистерн ЗИЛ-433104 из филиала «Москарз» на головное предприятие.

25 января 1999 г. Начало массового выпуска автомобилей ЗИЛ-5301.


Февраль

Владимир Григорьевич Мазепа
Владимир Григорьевич Мазепа


85 лет

23 февраля 1934 г. родился главный конструктор АМО ЗИЛ в 1992-1994 и 1998-1999 гг. Владимир Григорьевич Мазепа.

В 1952 г. окончил 10 классов средней школы № 3 г. Нахичевань на Араксе.

В 1952−1957 гг. учился на автомобильном факультете Московского автомеханического института, по окончании которого получил специальность инженера-механика.

В 1957−1960 гг. работал инженером-конструктором, старшим инженером-конструктором Отдела главного конструктора по автомобилестроению ЗИЛ, в 1960−1964 гг. − секретарем комитета комсомола ЗИЛ.

В 1964−1978 гг. В.Г. Мазепа – инженер-исследователь 2-й категории, начальник бюро испытания и доводки грузовых транспортных автомобилей Экспериментального цеха ЗИЛ. В 1978−1982 гг. занимал должность начальника отдела двухосных транспортных грузовых автомобилей Корпуса экспериментально-исследовательских работ УКЭР. В 1982−1992 гг. – заместитель начальника КЭИР УКЭР; заместитель главного конструктора − заместитель начальника УКЭР по эксплуатационной доводке, ремонту автомобилей и работе с потребителями.

В 1992−1994 гг. работал главным конструктором АМО ЗИЛ − директором конструкторско-экспериментального производства (КЭП). В 1994−1996 гг. – заместитель генерального директора АМО ЗИЛ по маркетингу, заместитель генерального директора − директор центра «ЗИЛ-маркетинг», заместитель директора КЭП, вице-президент АМО ЗИЛ − начальник управления по координации и контролю за деятельностью структурных подразделений, исполнительный директор по совместной разработке проекта модернизации АМО ЗИЛ.

В 1996−1998 гг. В.Г. Мазепа работал ведущим инженером-конструктором конструкторского отдела дизельных двигателей КЭП, в 1998−1999 гг. – главным конструктором АМО ЗИЛ − начальником УКЭР, в 1999−2002 гг. – помощником генерального директора АМО ЗИЛ.

В 2002−2008 гг. – ведущий инженер-конструктор конструкторского отдела компоновки грузовых автомобилей и автобусов УКЭР; руководитель бюро по работе с комплектующими заводами КЭИР. В 2008−2013 гг. – заместитель главного конструктора по специальной технике УКЭР, заместитель главного конструктора по перспективным разработкам УКЭР.

21 марта 2013 г. В.Г. Мазепа вышел на пенсию. В настоящее время является председателем Совета Музея истории АМО ЗИЛ.

В 2016 г. В.Г. Мазепа возглавил подготовку торжеств, посвященных 100-летию Завода им. И.А. Лихачёва, организовал коллектив по изданию фундаментального труда по истории завода «Завод и люди» (в 3 томах), организовал оргкомитет по проведению конференции, посвященной 100-летию первого советского автомобильного завода.

Награжден орденом «Знак Почета» (1976 г.), медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.). В 1999 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный конструктор РФ», в 2007 г. – почетное звание «Заслуженный автозаводец АМО ЗИЛ».

 

80 лет

Февраль 1939 г. Снятие И.А. Лихачёва с поста директора завода и назначение на его место Н.А. Волкова.

  

35 лет

Февраль 1984 г. Выпуск первых автомобилей ЗИЛ-130 с модернизированным тормозным приводом с энергоаккумуляторами.

          

25 лет

Самосвал ЗИЛ-133Д4
Самосвал ЗИЛ-133Д4


Февраль 1994 г. Начало выпуска самосвалов ЗИЛ-133Д4.