Люди

БОНДАРЕВ Дмитрий Дмитриевич
1878 -1937 Россия

Русский автомобильный конструктор, заведующий автомобильным отделом "Русско-Балтийского вагонного завода" (РБВЗ), первый директор завода АМО. Принадлежал к русской интеллигенции, формировавшейся в годы бурного развития капитализма. Выходец из семьи состоятельного казака станицы Раздорской на Дону. После окончания гимназии в 1898 г. поступил в Харьковский технологический институт, который закончил только в 1909 г.: за участие в студенческих бес­порядках на четвертом курсе был исключен. В 1909 г. дипломированный инженер уехал в Ригу и поступил конструктором автомобильного отдела на одно из передовых предприятий того времени - РБВЗ. Здесь по инициативе председателя правления АО РБВЗ Михаила Владимировича Шидловского (см.) за автостроение взялись еще в 1908 г. Впервые в России оно было организовано в заводском масштабе: до 1915 г. изготовлено около тысячи легковых автомобилей. "Руссо-Балты" ожидал успех и признание, а их создателям впоследствии суждено было стать "Золотым фондом" отечественного автомобилестроения. Сам Бондарев, начав работать конструктором, вскоре стал помощником директора завода - заведующим автомобильным отделом.

bondarev_za_rulem.jpg

Д.Д. Бондарев за рулем «Руссо-Балта»

В начале 1915 г. в связи с военными действиями РБВЗ эвакуировали из Риги. Шидловский, который вошел в историю и как создатель русской стратегической авиации, назначил Бондарева представителем завода в эскадре воздушных кораблей "Илья Муромец" в Яблони под Варшавой. Затем Бондарев переехал в Петроград и в конце 1915 г. занял пост директора трубочного завода "Проммет". В том же году принял предложение правления завода АМО возглавить проектирование и строительство автомобильного завода в Москве. Петроградская квартира Бондарева превратилась в проектное бюро будущего завода. Вместе с Дмитрием Дмитриевичем тру­дилась целая группа специалистов, приглашенных им с РБВЗ. Вскоре проект был готов. Он предусматривал массово-поточное производство автомобилей. Первую модель планировали выпустить весной. Несмотря на старания директора АМО Бондарева и правления, к весне 1917 года завод достроить не удалось. Не хватало ни денег, ни оборудования, ни строительных рабочих. Основную угрозу своему детищу Бондарев усматривал со стороны нарастающих в России политических беспорядков. Столкновение между правлением АМО и директором, с одной стороны, и рабочими завода, с другой, стало неизбежным. Из-за кризисам и отсутствия средств дирекция объявила об увольнении всех строительных рабочих. 3 мая 1917 г. в результате рабочих волнений Бондарева сместили с должности. В том же году он приехал на Дон и поступил на службу к атаману казачества генералу Каледину, занимая ряд ответственных постов. В 1918 г. репрессирован вместе с другими участниками белого движения, но вскоре амнистирован и отпущен. Трудился в Москве в Главметалле, ГУГАПе, на ответственных инженерных должностях. В 30-х годах отправился в Ростов-на-Дону проектировать и строить знаменитый "Ростсельмаш", где снова проявил талант крупного инженера. После окончания строительства работал в институте металлов, в других организациях, защитил ученую степень кандидата технических наук. Работая главным инженером Главного автотракторного управления, в 1935 г. встретился с директором ЗИСа

И.А. Лихачевым (см.), который пригласил его возглавить на заводе проектное бюро - УРЗИС. Это бюро координировало работы по реконструкции завода и увеличе­нию выпуска автомобилей до 180-200 тыс. штук в год. Дмитрий Дмитриевич с энтузиазмом подключился к этой работе. Но в 1937 г. был снова репрессирован и вскоре после ареста расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1955 г.