Главная / История Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ)
История Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ)
Становление завода
В 1914 году, накануне Первой мировой войны, в Российской империи насчитывалось всего лишь 4590 автомобилей (грузовых и легковых), практически все эти автомобили были иностранного производства.
Боевые действия в ходе войны показали, что российской армии нужны не только стрелковое вооружение и боеприпасы, но и современная техника - автомобили, тягачи, самолеты. Записи в особом журнале Совета Министров от 29 января 1916 года свидетельствуют, что военный министр на опыте текущей войны считал необходимым организовать отечественное производство автомобилей. В связи с этим военное ведомство наметило построить несколько частных автозаводов: в Москве, в Ростове-на-Дону, Рыбинске и в Ярославле.
27 февраля 1916 года Главное военно-техническое управление и московский Торговый Дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко» заключили договор на поставку 750 малых штабных и 750 грузовых автомобилей и запасных частей к ним. 18 мая 1916 года император Николай II утвердил Устав «Товарищества на паях Автомобильного московского завода».
20 июля 1916 года на южной окраине Москвы недалеко от Симонова монастыря, в Тюфелевой роще, состоялась закладка первого в России автомобильного завода. На молебне по случаю закладки завода присутствовали: генерал-майор Кривошеин - от Главного военно­технического управления; предприниматели, директора правления АМО - Кузнецов, Сергей и Степан Рябушинские; инженер - первый директор завода Бондарев, а также ряд акционеров и служащих завода. Об этом событии сообщила газета «Русские ведомости» в № 168 от 21 июля 1916 года.
Поэтому 20 июля 1916 года (по старому стилю) или 2 августа 1916 года (по новому стилю) является датой основания завода АМО - будущего Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).
Первые полуторатонные грузовые автомобили типа «фиат» предполагалось изготовить на заводе весной 1917 года, однако продолжавшиеся военные действия и происшедшие в России две революции с последующей гражданской войной затруднили строительство завода и оснащение его необходимым оборудованием. Вплоть до 1924 года на заводе осуществлялся, в основном, ремонт автомобильной техники, выпускались также двигатели для первых советских танков.
В марте 1924 года советские хозяйственные органы приняли решение об организации на заводе АМО производства полуторатонных грузовиков АМО-Ф-15, а 7 ноября, в очередную годовщину Октябрьской революции, по Красной площади в колонне демонстрантов-амовцев проследовали первые 10 автомобилей, изготовленных автозаводцами (в то время на заводе работало 928 человек).
В середине 20-х годов в Советском Союзе была разработана программа индустриализации страны, которая предусматривала, в том числе, развитие отечественного автомобилестроения. В связи с этим руководство страны приняло решение о проведении коренной реконструкции завода АМО, чтобы довести выпуск грузовых автомобилей до 25 тыс. штук в год (в 1925 году в СССР насчитывалось всего 24.2 тыс. автомобилей, из них на ходу - 14.4 тыс. машин).
30 декабря 1926 года директором завода был назначен И.А. Лихачев. В период с 1928 по 1931 годы, на заводе интенсивно велись работы по реконструкции производства, заводские руководители и специалисты неоднократно выезжали в Германию, Англию и главным образом в США для изучения опыта поточно-массового производства автомобилей, а также для закупок необходимого оборудования. В октябре 1931 года первая реконструкция была завершена, предприятие приступило к массовому производству грузовых автомобилей, заводу было присвоено имя И.В. Сталина (ЗИС).
Результаты первой реконструкции сказались на количестве и качестве выпускавшихся автомобилей. Если до реконструкции завод мог выпускать не более 3 тысяч автомобилей в год, то планом на 1932 год намечался выпуск 25 тысяч машин АМО-3. В 1933 году вместо автомобилей АМО-3 начался выпуск трехтонных автомобилей ЗИС-5, а спустя три года на заводе приступили к выпуску легковых автомобилей ЗИС-101.
В связи с коренным техническим переоснащением завода и значительным увеличением численности его работников - с 2.8 тыс. человек в 1928 году до 19.3 тыс. человек в 1932 году, две трети которых были выходцами из крестьян - особое внимание уделялось массовому техническому обучению новых рабочих, повышению их общеобразовательного уровня. С 1920 года на заводе действовала школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1930 году открыт автомобильный техникум, а в 1931 году - втуз, филиал вечернего автомеханического института. В эти же годы был построен учебный комбинат площадью 18 тыс. кв.м, в котором были организованы учебные мастерские и учебные кабинеты, лаборатории, библиотека с двумя читальными залами.
В районе, прилегающем к заводу, строились жилые дома для работников завода, фабрики-кухни, медицинские и детские дошкольные учреждения. На территории бывшего Симонова монастыря построен Дворец культуры завода с просторными помещениями для проведения культурно-просветительской работы среди автозаводцев, членов их семей и жителей района.
На заводе, как и на других предприятиях, создававшихся в годы советской индустриализации, формировалась новая промышленная культура с её более высокими требованиями к организации труда и производства, квалификационному и образовательному уровню работников, состоянию трудовой дисциплины.
В 1934 году Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции завода и расширении его территории. К началу 1938 года на территории вдоль будущей Главной аллеи было построено девять новых производственных корпусов, остальные подразделения были расширены и оснащены новым оборудованием. На базе заводской школы ФЗУ в 1940 году создано ремесленное училище № 1.
В результате двух довоенных реконструкций завод выпустил с 1932 по 1941 годы более 430 тыс. грузовых и 8.7 тыс. легковых автомобилей. Накануне Великой отечественной войны на предприятии работало свыше 39 тыс. человек.
Советская индустриализация
В годы войны значительная часть завода была эвакуирована. Почти 7 тыс. рабочих и специалистов и 13 тыс. единиц оборудования было отправлено в глубокий тыл. Там, на базе столичного автозавода, были построены: Ульяновский автомобильный, Миасский моторный,
Шадринский автоагрегатный и Челябинский кузнечно-прессовый заводы.
Одновременно с этим не прекращались работы по выполнению оборонных заданий на заводе в Москве. В цехах автозавода изготавливались для фронта автоматы ППШ, минометы, снаряды, мины, детали реактивных снарядов для «катюш». В 1942 году на завод была возвращена часть эвакуированного оборудования, и, параллельно с производством вооружения, завод возобновил выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5, ЗИС-6 и вездеходов ЗИС-42. За четыре года войны из заводских ворот вышло более 100 тысяч грузовых автомобилей.
Дважды за это время коллектив удостаивался государственных наград: в 1942 году - ордена Ленина, в 1944 году - ордена Трудового Красного Знамени. В апреле 1946 года заводу было передано на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
На фронтах Великой отечественной войны сражались 16 тыс. автозаводцев. Половина из них не вернулась. Восемнадцати автозаводцам присвоено звание Герой Советского Союза, три человека стали полными кавалерами орденов Боевой Славы.
Военные годы
Сергей Рябушинский.
Проверка партии минометов перед отправкой на фронт
После окончания войны, в марте 1946 года началась третья реконструкция завода, в ходе которой был прекращен выпуск автомобилей ЗИС-5 и осуществлен переход к массовому производству новых моделей грузовых автомобилей, с более мощным двигателем, грузоподъемностью четыре тонны - ЗИС-150. Стали выпускаться также новые городские и междугородние автобусы, легковые автомобили ЗИС-110. Наряду с производством автомобильной техники, с 1950 года завод приступил к выпуску домашних холодильников, а с 1951 года - велосипедов.
В 1950 году завод впервые в своей истории произвел более 100 тыс. автомобилей (на заводе в это время работало 44 тыс. человек).
За годы третьей реконструкции в механообрабатывающих подразделениях значительно изменился качественный состав оборудования, внедрялись более прогрессивные технологии производства. На смену токарным и сверлильным станкам устанавливались полуавтоматические, автоматические и агрегатные станки, которые составили 42% от всего оборудования.
В ноябре 1949 года автозавод был награжден вторым орденом Ленина за успехи в производстве автомобилей и в связи с 25-летием советского автомобилестроения.
В апреле 1950 года директором завода назначен К.В. Власов, руководивший предприятием в течение пяти лет.
С середины 50-х годов на заводе все чаще возникали проблемы, вызванные техническим состоянием производства. Имевшиеся мощности уже не позволяли наращивать выпуск автомобильной техники в необходимом для народного хозяйства количестве и нужного качества. Конструкторские разработки в этот период были направлены на создание нового поколения грузовых автомобилей увеличенной грузоподъемности и улучшенного качества - ЗИЛ-130.
В июне 1956 года, в связи с кончиной И.А. Лихачева, заводу было присвоено его имя (ЗИЛ), на котором он проработал 25 лет. Урна с прахом И.А. Лихачева установлена в Кремлевской стене.
В конце 1955 года директором завода назначен А.Г. Крылов, руководивший предприятием до марта 1963 года.
В конце 50-х годов на ЗИЛе развернулась новая реконструкция, которая затронула все подразделения и все виды производства. Намечалось превратить завод в передовое предприятие по уровню автоматизации и механизации производства, экономической эффективности и условиям труда. Внедрение новой техники должно было способствовать значительному увеличению выпуска автомобилей.
В ходе четвертой реконструкции на заводе было построено 140 тысяч квадратных метров производственных площадей, получено и смонтировано свыше 3 тысяч единиц технологического оборудования. В октябре 1964 года автозаводцы приступили, без остановки производства, к массовому выпуску ставшего наиболее популярным в стране грузового автомобиля - ЗИЛ-130 с новым V-образным двигателем.
Послевоенные реконструкции
Конвейерная сборка ЗИС-150
Перед заводом была поставлена задача создания нового дизельного автомобиля с кабиной над двигате­лем, грузоподъемностью 8 тонн. Бы­ли проведены проектные работы и в 1968 году построен первый об­разец автомобиля 6х4 с индексом ЗИЛ-170. Однако, в 1969 году конст­рукторы завода получили задание и в эти же годы вышло постановле­ние правительства, обязывавшее ЗИЛ спроектировать два семейства грузовиков с колесной формулой 6х4 и 6х6 с дизелем Ярославского моторного завода для будущего ав­тогиганта КамАЗа. За основу се­мейства автомобилей КамАЗ был взят автомобиль ЗИЛ-170.
В 1969 году численность работающих составляла 76 134 человек, выпущено 151 220 грузовых авто­мобилей.
В 1972 году начались государст­венные дорожные испытания гру­зовых автомобилей, спроектиро­ванных и построенных коллективом ЗИЛ, которые соста­вили основу модельного ряда ав­томобилей КамАЗ. Было построе­но около 40 опытных образцов таких автомобилей. Также были спроектированы литейный и авто­сборочный корпуса КамАЗа и оборудование для эксперимен­тального цеха.
Бескапотный грузовой автомобиль
Опытный образец ЗИЛ-170 ставший прототипом автомобилей «КамАЗ-5410»
В январе 1971 года коллектив завода награждается третьим орденом Ленина за успешное выполнение заданий восьмой пятилетки.
В этом же году на базе Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева создается производственное объединение ЗИЛ (ПО ЗИЛ). Генеральным директором объединения назначается П.Д. Бородин, который с марта 1963 являлся директором завода, а до этого - одним из руководителей Мосгорсовнархоза.
В состав объединения, помимо головного завода, вошли 16 специализированных заводов, расположенных в Москве, в Орловской, Пензенской, Рязанской, Свердловской, Смоленской и Читинской областях Российской Федерации, а также два завода на Украине - в Житомирской области и в Крыму.
Все заводы ПО ЗИЛ были связаны друг с другом производственной кооперацией и находились в подчинении генерального директора объединения. Создание производственного объединения значительно повысило специализацию всех предприятий и эффективность производства на заводах.
Ввод в эксплуатацию в 1975 году на головном заводе нового автосборочного корпуса с усовершенствованными технологическими процессами сборки и сдачи автомобилей, средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ, автоматизированными системами управления позволили завершить создание мощностей для выпуска 200 тысяч грузовых автомобилей в год. В 1976 году автозаводцы впервые в своей истории достигли этого знаменательного рубежа, изготовив 202 тысячи автомобилей.
В декабре 1975 года завод награжден орденом Октябрьской Революции за успешное выполнение заданий девятой пятилетки.
В 1982 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о создании в производственном объединении ЗИЛ мощностей по производству новых автомобилей с дизельным двигателем. В последующие годы на головном заводе развернулось строительство новых производственных корпусов: прессово-сварочного и кузовного, а также складских помещений и ряда других объектов. В городе Ярцево Смоленской области наряду с продолжающимся строительством чугунолитейного завода, начали возводить завод дизельных двигателей. На Украине, на базе житомирского завода «Автозапчасть» приступили к строительству завода топливной аппаратуры.
В мае 1982 года генеральным директором производственного объединения ЗИЛ назначается В.Т. Сайкин, который руководил объединением до декабря 1985 года, то есть до его избрания на должность председателя Исполкома Моссовета.
До начала пятой реконструкции на ЗИЛе было задействовано 2 миллиона квадратных метров производственных площадей, свыше 45 тысяч единиц технологического оборудования, более 90 комплексно-механизированных цехов и участков, 400 автоматических линий, более 800 поточно-механизированных линий, сотни километров транспортных конвейеров.
Начавшаяся пятая реконструкция завода предполагала внедрение в производство передовых научно-технических достижений, создание гибких производственных систем на базе роботизации производственных процессов и широкого применения станков с ЧПУ, существенное повышение производительности труда и решение такой важной экономической и социальной проблемы, как освобождение значительного числа работников от тяжелого физического и малопривлекательного труда, характерного для поточно-массового производства.
Для успешного функционирования действующего производства и освоения нового прогрессивного оборудования на заводе велась интенсивная подготовка и переподготовка персонала. Долгосрочную программу по подготовке рабочих и инженерных кадров завод осуществлял на базе СПТУ № 1, Московского автомеханического техникума, Завода-ВТУЗа (созданного в 1960 году), а также на учебно-производственной базе управления подготовки кадров завода.
В результате многолетнего развития завода сложился многофункциональный комплекс, своеобразный «город в городе», со своим производством, комбинатом питания, жилыми районами, учреждениями здравоохранения (поликлиника и больница), образования, культуры и спорта (ДК ЗИЛ, стадион «Торпедо», ФОК).
В первой половине 80-х годов в производственном объединении ЗИЛ работало 118 тысяч человек, в том числе на головном заводе - 70 тысяч человек. Объединение устойчиво производило по 200 тысяч автомобилей ежегодно, а в 1988 году их выпуск составил более 209 тысяч штук - максимальный годовой выпуск за всю историю завода. С января 1986 года по апрель 1994 года генеральным директором производственного объединения ЗИЛ, а затем АМО ЗИЛ был Е.А. Браков.
Производственное объединение
С начала 90-х годов страна, а вместе с ней ЗИЛ, вступила в период глубоких экономических, политических и социальных изменений. В результате, объем выпуска автомобилей уменьшился в 1993 году более чем в два раза в сравнении с максимально достигнутым уровнем во второй половине 80-х годов.
Поскольку с 1992 года в Российской Федерации в соответствии с принятыми законодательными актами стала осуществляться приватизация государственных предприятий, в августе того же года конференция трудового коллектива завода приняла решение о приватизации и преобразовании производственного объединения ЗИЛ в акционерное общество открытого типа «АМО ЗИЛ». Первое акционерное собрание АМО ЗИЛ состоялось на Малой спортивной арене стадиона «Лужники» 29 апреля 1994 года, на котором присутствовало более 2.5 тысяч владельцев акций (в основном работники завода, которым акции выдавались бесплатно).
В январе 1995 года с конвейера сошел последний автомобиль ЗИЛ-130. (С 1964 года было произведено более 3.3 млн. автомобилей данного семейства). Вместо него в массовое производство были запущены ЗИЛ-4331 и малотоннажный автомобиль ЗИЛ-5301-«Бычок».
В январе 1997 года генеральным директором АМО ЗИЛ назначается В.Б. Носов, вернувшийся на завод с должности генерального директора ГПЗ-1.
В соответствии с разработанным и утвержденным в апреле 1997 года «Антикризисным бизнес-планом», правительство Москвы оказывало в течение ряда лет финансовую и организационную поддержку АМО ЗИЛ, что позволило увеличить производство автомобилей в 1999 году до 24 тысяч штук, в том числе малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301 -«Бычок» - до 18 тысяч штук. Численность работников в 1999 году возросла до 23.8 тысяч человек.
Но в последующие годы так и не удалось стабилизировать финансовое положение завода. Выпуск автомобилей сократился до 12 тысяч штук в 2002 году. С 2005 года выпуск автомобилей неуклонно снижался и составил в 2010 году 1.3 тысяч штук (в то время на заводе работало 6.6 тысяч человек).
В октябре 2013 года московское правительство приняло решение, в соответствии с которым промзона ЗИЛ должна превратиться в крупнейший градостроительный проект города на ближайшие 10-15 лет. Согласно проекту Северная часть территории головного завода должна быть застроена жилыми зданиями и сооружениями для проведения культурных и спортивных мероприятий, офисными зданиями, предполагается создание парковых зон и других объектов социальной инфраструктуры.
Акционерное общество
Новые автомобили выходят с конвейера
В начале 1990-х годов в России на­чалось возрождение русской право­славной культуры и восстановление значения Русской православной церкви как основы русской духовно­сти. Начался процесс возвращения и восстановления храмов и церквей. Появилась потребность возродить производство церковных колоколов, основная часть которых была унич­тожена в советский период. И так получилось, что завод был одним из первых, кто возродил в Рос­сии производство колоколов имен­но на основе звучания традицион­ных русских звонов. Автозавод был первым, кто, соединив данные ар­хивно-исторических и лабораторно­-полевых исследований с новейши­ми научными и производственными технологиями, создал гармонично звучащие колокольные звонницы из колоколов, обладающих свойством музыкального инструмента, вос­создающими классические русские православные звоны.
За несколько десятилетий за­водские литейщики отлили более 6000 колоколов весом от 4 кг до 36 т. ЗИЛовские колокола отличает вы­сокое качество, уникальные акусти­ческие свойства и художественное оформление — надписи на церков­но-славянском языке, орнаменты и Святые лики, выполненные в тради­циях Русской православной церкви.
Выполнение этого почетного за­каза позволило заводу овладеть уни­кальной современной технологией и оборудованием для производства тяжелых колоколов и в дальнейшем выполнить заказы по изготовле­нию колокольных звонниц для Серафимо-Дивеевского, Валаамского, Сретенского, Николо-Угрешского, Троице-Сергиево, Варницкого мо­настырей, кафедральных соборов Калужской, Тобольской, Тюмен­ской епархий.
Затем в рамках рес­труктуризации холдинга АМО ЗИЛ и вывода всех неэкологичных про­изводств с территории Москвы на дочерние предприятия завода было при­нято решение о передаче производ­ства колоколов на Каширский ли­тейный завод. Передана технология изготовления колоколов, основная часть модель­ной и технологической оснастки, некоторое оборудование с голов­ной площадки.
Культурное возрождение
За 100 лет существования завода свой трудовой путь в его подразделениях прошли свыше 9 млн. работников. В их числе 18 Героев Советского Союза, 3 полных кавалера орденов Боевой Славы, 15 Героев Социалистического труда. Более 15 тысяч автозаводцев были в разное время награждены Правительственными наградами, 94 человека удостоены Почетных званий Ленинской и Государственной премий. В АМО ЗИЛ работало свыше 200 докторов и кандидатов наук.
За всю свою историю АМО ЗИЛ произвел для народного хозяйства и Вооруженных Сил страны свыше 7 миллионов 850 тысяч грузовых автомобилей, а также 12.2 тыс. легковых автомобилей представительского класса для руководителей государства, 37.6 тыс. автобусов, 5.5 млн. домашних холодильников и 3.2 млн. велосипедов.
Заключение

115280, Москва, ул. Автозаводская, дом 23А, корпус 2, помещение 201.
© ПАО «Завод имени И.А. Лихачева»